СМИ о нас / Меноры - древнейшие свидетельства существования иудейских общин на юге России

07.04.2004


Виктор Чхаидзе, Институт археологии РАН

Жемчужина юга России Тамань издревле привлекала людей своей уникальной природой. Чистый воздух, неповторимый ландшафт с действующими грязевыми вулканами, солеными озерами и лиманами, островками степи и террасами - отрогами Кавказских гор - это и есть Таманский полуостров, прошлое которого насыщено яркими историческими событиями. Уже в VI веке до н. э. эти земли стали объектом великой греческой колонизации. Греков привлек архипелаг дельтовых островов, образованный протоками Кубани, получивших название Азиатского Боспора. На самом крупном острове были основаны города-государства Гермонасса и Фанагория. Сменяя друг друга, на протяжении последующих двух с половиной тысячелетий звучала здесь разноязыкая речь греков, синдо-меотов, сарматов, римлян, готов, булгар, хазар, алан, касогов, генуэзцев, татар, турок и русских, населявших эти живописные места.

С середины XIX века при раскопках городищ Фанагории и Гермонассы-Матархи-Тмутаракани (так этот город назывался в последующие эпохи) археологи находят памятники еще одной страницы истории этого интересного региона: надгробные плиты в виде стел с иудейской символикой - менорами.

На плитах присутствуют рельефно выбитые изображения иудейских символов - вырезанных полукругом менор (подсвечников), имеющих пять, семь, девять или одиннадцать ветвей, лулава (пальмовая или оливковая ветвь) и шофара (трубный рог) или этрога (плод). На оборотную сторону некоторых надгробий нанесены тамгообразные знаки. Сами надгробные камни вытесаны из местного пористого известняка, довольно грубой работы. Некоторые украшены треугольными фронтонами, другие вверху закруглены, нижняя часть многих стесана в виде клина, для укрепления его в другом камне, горизонтально положенном на могиле.

Так из раскопок Фанагории XIX века происходит около 60 надгробий, обнаруженных историком И.Е. Забелиным и археологом В.Г. Тизенгаузеном. На четырех из них имелись древнееврейские надписи, по большей части имена - "Менахим сын Амца", "В этой могиле покоится Мирьям", "Авраам", "Моисей". В 70-х - 80-х гг. XX века при раскопках в Фанагории было найдено еще 14 надгробий (среди них одно с иудейской надписью).

При раскопках Таманского городища обнаружено семь надгробий. Еще одно аналогичное надгробие было найдено в XIX веке в десяти километрах от Тамани.

В 15 километрах к югу от Фанагории и в 30 километрах к востоку от Тамани находится станица Вышестеблиевская - отсюда также происходят три целых известковых надгробия с иудейской символикой и три фрагмента.

Однако тремя перечисленными памятниками находки надгробий не ограничены. На противоположной стороне от Тамани, за Керченским проливом, в городе Керчи (античный Пантикапей, средневековый Боспор) еще в XIX веке известны такие же иудейские надгробия, о которых сообщается, что часть из них привезена с Тамани. Также на территории Крыма надгробия открыты в Судаке и в районе Алушты, Партенита и Мангупа.

Очень интересное надгробие было обнаружено на Таманском полуострове в конце 70-х годов XX века при исследовании одного из многочисленных курганов. В кургане находилось погребение, заключенное в каменный "ящик", сложенный из блоков, которые, судя по всему, ранее служили архитектурными деталями здания. Один из боковых блоков имел изображение меноры.

Основной проблемой при изучении иудейских надгробий является их датировка. Абсолютное их большинство при раскопках встречается в каменных цокольных кладках средневековых строений уже во вторичном использовании. Некоторые из них и поныне используются местными жителями в качестве порогов или находятся в стенах домов и заборов. В Фанагории и Тамани надгробия открыты в слоях VIII-XIV веков. В Судаке надгробие было обнаружено в могиле XI-XII веков, но использовалось в кладке. Надгробие с менорой из таманского кургана датируется II-IV веками н. э. Это не позволяет отнести их к какому-то определенному времени. Более того, использование надгробий не по своему прямому назначению в кладках строений или каменных закладах могил позволяет утверждать, что они происходят из какого-то другого района, скорее всего компактно расположенного еврейского кладбища. По мнению исследователя таманских древностей А.Е. Люценко, жившего в XIX веке, в районе сопки "Блевако" находилось еврейское кладбище, камни с которого еще в древности привозили на строительство Фанагории. Однако известно, что "Блевакой" (или "Пеклом") черноморские казаки называли практически каждый грязевой вулкан. На Таманском полуострове известно не менее пяти "Блевак".

Таким образом, вопрос о датировке надгробий остается открытым, однако, по мнению большинства ученых, наиболее вероятны хронологические рамки I-IV веков н. э. Так, ряд надгробий из Керчи по палеографическим признакам датируется именно этим временем.

Следует отметить, что боспорские иудейские надгробия являются не единственными известными. В частности, на территории Сербии, в Челарево, раскопано иудейское кладбище VIII-IX веков с 79 кирпичами с менорами, изображения на которых, в отличие от боспорских плит, не выбиты, а процарапаны.

Итак, надгробия говорят о присутствии иудейского элемента в составе населения Тамани. Утверждение это правдоподобно. Более того, нам известны и косвенные подтверждения пребывания евреев на полуострове. В этой связи необходимо упомянуть приписку на свитке из Пятикнижия Карасубазарской синагоги, происходящего из коллекции жившего в XIX веке известного собирателя древних рукописей караима Авраама Фирковича. Приписка сделана в 1513 году с другой копии, снятой в 968 году. В приписке сообщается о потомках иерусалимских евреев, изгнанных римским императором Титом (79-81 гг. н. э.) и поселившихся при императоре Византии Юлиане Отступнике (361-363 гг.) в городе Сефараде (возможно, может быть отождествлен с Боспором-Керчью) и "греческом городе" Матархе. Другая приписка, датированная 905 годом, находится на последнем листе свитка Пятикнижия. В ней, помимо Сефарада и Матархи, упоминаются города Каракубан и Тохт. Вполне возможно, что под Каракубаном следует понимать Фанагорию. Вместе с тем известно, что еще в середине IX века, когда хазары на территории Крыма основали Мангуп, в нем также поселились евреи из Матархи. И, как следует из письма патриарха Константинопольского Фотия, написанного архиепископу Боспора (Керчи), в конце IX века в городе существовала иудейская община.

В "Хронографии" византийского автора Феофана Исповедника, жившего во второй половине VIII - начале IX веков, сказано: "В (землях) прилегающих к восточным частям озера (Азовского моря), у Фанагории и проживающих там евреев, обитает множество народов". Речь в приведенном отрывке идет о евреях Фанагории. Эти сведения подтверждаются в "Книге стран", написанной в 903 году арабским автором Ибн-ал-Факихом, у которого хазарская застава, существующая на кавказском берегу Керченского пролива, упоминается в таком контексте: "Славяне едут по морю Рум, и берет с них властитель Рума десятину; затем следуют они по морю до Самкуша еврейского; далее они направляются в страну славян"- Самкуш соотносят с Таманью или Керчью. У другого арабского автора - ибн-Хордадбеха, жившего в конце IX века, Фанагория прямо называется "еврейским городом". Таким образом, и письменные источники красноречиво свидетельствуют о проживании в приморских торговых городах еврейского населения.

Помимо надгробий из раскопок Фанагории известна надпись на каменном блоке, использовавшемся в качестве строительного камня, также обнаруженная в развале стены средневекового времени. Надпись - манумиссия с упоминанием позднеантичной иудейской общины города - датируется 51 годом н. э. Подобная манумиссия из Фанагории (самая ранняя на Боспоре) датируется 16 годом н. э. Манумиссии являются юридическими актами об освобождении на волю рабов-язычников под опеку иудейской общины. При условии посещения молельни. Из Пантикапея - Керчи происходят наиболее ранние манумиссии, датированные 57 годом н. э. - первой половиной II века.

В юго-западном Крыму находятся развалины древнего города Херсонеса. Здесь в конце IV - конце V веков н. э. известна синагога, принадлежавшая городской грекоязыческой иудейской общине. На раскопанных фрагментах штукатурки имеются надписи-граффити, содержащие еврейские имена - "Енох", "Иуда", а также шестистрочная надпись на иврите: "-тот, кто выбрал Иерусалим - благословит Аланию из Боспора- Аминь, Аминь Sela". Впоследствии синагога была разрушена и на ее фундаменте построена христианская базилика.

Следует отметить, что обычай установки надгробий с религиозными эмблемами, возникший на Боспоре под влиянием эллинистической традиции, нетипичен для палестинских евреев. На керченских надгробиях вырезаны иудейские и греческие имена, обладатели последних, по-видимому, были прозелитами из местных варварских племен, возможно, греческого или иранского происхождения. В пользу данного предположения говорят тамги, присутствующие на обратных сторонах надгробий, возможно, имеющие вторичное происхождение и, по-видимому, отражающие иранский этнический компонент, которым вполне мог являться сарматский. Подобные вырезавшиеся знаки были именными.

Подведем итоги. Надгробия совершенно не связаны с конкретными погребальными памятниками, что делает весьма затруднительной их датировку. Наиболее вероятны для таманских надгробий с иудейской символикой хронологические рамки I - IV веков н. э. По сведениям письменных источников, иудейские общины на Тамани и в близлежащих областях существовали вплоть до Новейшего времени.

Виктор Чхаидзе, Институт археологии РАН, Газета "Еврейские новости", #13 (085), 07.04.2004

Партнеры: