Гипанис / Фанагорийская (Таманская) экспедиция ИА РАН / Выдающиеся находки / Затонувший в порту Фанагории античный корабль

Новости раздела

Запущен новый сайт о Фанагории
02.06.2016
Фанагория - 2016
30.05.2016

В полевом сезоне 2012 г. созданный при поддержке фонда "Вольное Дело" подводный отряд Фанагорийской экспедиции вёл плановые работы по уточнению батиметрической карты затопленной части городища и отбору проб донных осадков для палеогеографической реконструкции береговой линии Таманского залива в античную эпоху. При расчистке одного из стратиграфических шурфов на мелководье, в 150 м от современного берега, был обнаружен участок борта деревянного судна, перекрытого метровым слоем песка и раковинных прослоек.

 
Кормовая часть судна

Полная расчистка корпуса корабля позволила установить его размеры, превышающие 16 м в длину при 3,5 м ширины по мидель-шпангоуту.
    Набор почти плоскодонного корпуса составляют более 40 шпангоутов, в средней части корабля соединенных группами по 2-3 вместе, они прибиты к обшивке бронзовыми четырехгранными гвоздями. Обшивка корпуса выполнена «вгладь», с применением техники «mortise and tenon»: пояса досок соединены нагельными планками и скреплены деревянными штифтами. Эта технология предусматривает выполнение на торцах досок пазов с определенным интервалом, в которые при стыковке поясов обшивки вкладывались пластины из твердых пород дерева, причем пояса досок не сшивались, а скреплялись штифтами, что обеспечивало продольную и поперечную жесткость обшивки. С внутренней стороны обшивки сохранились остатки нескольких слоев гидроизолирующей пропитки. Мачтовое гнездо (степс) не сохранилось, но на шпангоутах остались пазы для его крепления. Дубовый киль расчищен лишь на небольшом участке в районе поврежденной носовой части, форштевень отсутствует.


Шпангоуты судового набора и часть наружной обшивки
найденного корабля (вид из трюма наружу)

На фото видны достаточно хорошо сохранившиеся деревянные детали - киль, нижние части шпангоутов, рулевое весло. Обгоревшие верхние части некоторых шпангоутов позволяют предположить, что перед затоплением судно сгорело прямо в гавани Фанагории - вероятно, неподалеку от причала. Остатков груза в корпусе судна не обнаружено, - вероятно, его успели разгрузить до пожара, или подняли из воды после затопления.


Балласт из камней и черепицы в центральной части корпуса судна

Центральная часть корпуса судна засыпана камнями и обломками черепицы производства Пантикапея и Синопы. Из груза сохранились лишь 2 целые формы – амфора предположительно колхидского типа, датируемая II-III вв. н.э., и кувшин неясной датировки, а также значительное количество фрагментов керамики. Уточнить время постройки корабля будет возможно по результатам радиоуглеродного и дендрохронологического анализов.


Несколько сосудов - всё, что осталось внутри трюма от груза.
На фото - амфора византийского периода, т.н. "колхидского типа".

Для фиксации корабля in situ была применена экспериментальная методика цифровой фотограмметрии, позволяющая на основе массива фотографий создать трехмерный "цифровой слепок" объекта. На основе информации, содержащейся в этой модели, возможно создание трехмерной реконструкции обводов корпуса и идентифицировать тип найденного судна.


Античные торговые суда на фрагментах керамики

После сообщения  представителей Фанагорийской экспедиции о первых итогах изучения найденного в Фанагории затонувшего корябля  на Международной конференции исследователей истории кораблестроения ("The Phanagorian shipwreck: first attempt to identify", 8-13 октября 2012 г., Морской музей Амстердама), собравшей более 150 археологов и историков,  специалистами было высказано предположение, что обнаруженный в Фанагории корабль следует определить как галеру - и датировать первыми веками нашей эры, что уже делало его древнейшим обнаруженным на территории России подобным объектом!
    Однако найденный летом 2014 года рядом с кораблём таран со знаком царя Митридата Евпатора позволил не просто датировать судно 1-м веком до нашей эры, но и установить более точно время его гибели (очевидно, это произошло в 63 г. до н.э., во время осады Фанагории флотом Митридата), а также его тип - это была бирема (гребное военное судно с двумя рядами вёсел по каждому борту).


Примерно так мог выглядеть найденный в Фанагории корабль

После детальной фотосъёмки корабль был законсервирован геотекстилем и полностью засыпан песком. Его расконсервация и следующий этап исследований, связанный с извлечением балласта и полной расчисткой корпуса, целесообразен только перед извлечением судна на поверхность, после создания условий по полевой консервации, реставрации и музейному экспонированию этой уникальной находки.


В кормовой части затонувшего судна

Предполагается, что поднятый со дна Таманского залива корабль станет одним из главных экспонатов будущего музея Фанагории.


Кувшин в центральной части судна

Партнеры: