Гипанис / Экология Тамани / Экологическая вахта по Северному Кавказу / Рейдовая первалка серы в Керченском проливе надопустима! (Август 2008)

Новости раздела

Продали...
30.08.2013
Против незаконной нефтедобычи
28.08.2013

В поселке Ильич Темрюкского района 29 августа состоялись общественные слушания по проекту рейдовой перевалки серы в Керченском проливе компанией "Югнефтехимтранзит". На этих слушаниях общественность подвергла в очередной раз экологически опасный проект серьезной обструкции. Помимо жителей района, в слушаниях приняли участие представители общественных организаций, в том числе экологических.

Проект компании "Югнефтехимтранзит" заключается в осуществлении рейдовой перевалки серы комовой и гранулированной на якорной стоянке No451 в Керченском проливе. Район этой стоянки находится в пяти километрах от берега Таманского полуострова, между мысами Тузла и Панагия. "Югнефтехимтранзит" планирует довести объемы рейдовой перевалки серы до двух с половиной миллионов тонн серы в год. Технологическая схема перевалки: трюм (речной) - плавкран (грейфер) - трюм (морской). Сера будет доставляться с Астраханского газоконденсатного месторождения.

"Югнефтехимтранзит" не случайно решила провести слушания в Ильиче, расположенном от района перевалки более чем в 30 километрах, а не в Темрюке или в Таманском сельском поселении, напротив берегов которого планируется реализация ее проекта. Именно в Ильиче у компании была возможность привезти на слушания своих рабочих и представить их как общественность. Однако, несмотря на то, что половину зала занимали сотрудники "Югнефтехимтранзита" и ассоциированных с нею компаний "СТЛ Трейдинг" и "Югхимтерминал", они не проявили большой активности, и инициатива была полностью на стороне экологических организаций и обеспокоенных местных жителей.

Во вступительной части представители компании и ООО "КубаньЭКОпроект" рассказали о проекте. Основная аргументация в пользу проекта, которую изложил заместитель директора "Югнефтехимтранзита" Павел Криворучко была направлена, очевидно, на то, чтобы затронуть патриотические струны в душах участников слушаний. По его мнению, "эта перевалка привлекательна тем, что российский товар, будет доставляться российскими транспортными компаниями. А печальные события ноября 2007 года произошли в Керченском проливе под юрисдикцией украинской стороны».

После выступления представителей "Югнефтехимтранзита" и "КубаньЭКОпроекта" общественность начала задавать вопросы. Сопредседатель "За спасение Тамани!", председатель комиссии по законности и правопорядку Темрюкского районного совета депутатов Алла Никонорова задала вопрос, каким образом "Югнефтехимтранзит" может вести работы, если у нее нет государственной экологической экспертизы. Надо отдать должное, представитель "Югнефтехимтранзита" признал этот факт, а также то, что компания в настоящее время ведет деятельность фактически незаконно. Он сообщил, что в компанию прокуратурой направлено представление, а также, что составлен протокол и возбуждено дело об административном правонарушении, выписано предписание Росприроднадзора.

Вадим Новопашин, председатель комиссии по экологии Темрюкского городского совета сказал, что работа некоторых структур вызывает недоверие после событий Керченской катастрофы.

Координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха сказал, что Экологическая Вахта выступает категорически против реализации обсуждаемого проекта, так как Керченский пролив является уникальным морским водоемом. По его словам: "он является самой ценной акваторией Азовского и Черного моря. Здесь находятся местообитания и места нагула, проходят нерестовые пути многих видов ценных и охраняемых морских организмов, в том числе, исчезающих. По всем критериям здесь было бы необходимо создать заповедник, а не дополнительные перевалки опасных грузов. К сожалению, это невозможно из-за интенсивного судоходства, но в любом случае увеличивать техногенную нагрузку на пролив недопустимо, так как она превышает все возможные пределы". Другим фактором, который говорит о недопустимости реализации проекта "Юхнефтехимтранзита", по мнению А.Рудомахи, является чрезвычайная опасность Керченского пролива для судоходства. Это определяют ряд природных и технических факторов, таких как стесненность и мелководность пролива, сильные шторма и ветровая нагрузка, отсутствие эффективной системы предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций, что ясно показала катастрофа 11 ноября. Более того, государство и компании оказались не способны ликвидировать последствия катастрофы произошедшей в Керченском проливе в ноябре 2007г. Затонувшие суда с серой до сих пор лежат на дне пролива и никаких гарантий, что подобное не повторится - нет, так как мало что изменилось в порту Кавказ для обеспечения безопасности.

В завершение своего выступления Андрей Рудомаха собрался прочесть два официальных документа, имеющих отношение к обсуждаемому проекту. Один украинский, другой - российский. Перед этим он спросил представителя "Югнефтехимтранзита" отличается ли технология перевалки серы на российской и украинской стороне и получил ответ, что нет. И тут его выступлению стал активно мешать заместитель директора "Югнефтехимтранзита" Павел Криворучко. В нарушение порядка слушаний он стал задавать ему вопросы совершенно не по теме. Павла Криворучко живо заинтересовало "за чей счет финансируется Экологическая Вахта". А.Рудомаха ему ответил, что, главным образом, деятельность организации осуществляется за счет собственных средств ее членов и частично за счет пожертвований зарубежных благотворительных фондов. Криворучко этот ответ не удовлетворил и он стал призывать координатора Экологической Вахты "говорить правду" и "рассказать, кого он представляет", намекая, что за Экологической Вахтой стоят некие западные страны, желающие подорвать экономику России, интересы которой, как ему хотелось бы представить, выражает его компания. При этом он как-то "забыл", что компания "Югнефтехимтранзит" российской является чисто номинально. Фактически - это подразделение британской компании Солвалюб, зарегистрированной в оффшорной зоне на острове Джерси. Тем не менее, Рудомаха все-таки зачитал выдержки из официального заключения ФГУ "Азчеррыбвод" от 15 сентября 2003г., которое касалось перевалки серы на той же самой 451-й якорной стоянке, где ведет свою деятельность и планирует ее расширение "Югнефтехимтранзит".

/"Безусловно, что наиболее несовершенным, примитивным и экологически опасным способом перегрузки любых грузов является перегрузка их из судна на судно в открытом море, на рейде без причалов, каковым и является 451-я якорная стоянка... /

/При производстве работ по перегрузке серы на внешнем рейде биоресурсам этого ценнейшего в рыбохозяйственном отношении района Черного моря (Керченское предпроливье и Анапская банка), будет наноситься значительный ущерб. Основные негативные воздействия на окружающую среду при перегрузке серы на внешнем рейде, проявляются в загрязнении воздушного и водного бассейнов, а также прилегающей территории, вследствие пылеобразования. В рассматриваемом конкретном случае пылеобразование является основным и самым важным видом отрицательного воздействия. Попадая в морскую воду, многие химические вещества, содержащиеся в пыли серы, образующейся при перегрузочных являются причиной гибели или дегенерации морской флоры и фауны./

/По заключению АзНИИРХ основными загрязняющими веществами при перегрузке серы по схеме "судно-судно" являются тяжелые металлы (медь, железо, марганец), элементарная сера и органические вещества. Наиболее токсичными веществами являются тяжелые металлы. Их негативное воздействие на гидробионтов проявляется даже при небольших объемах поступления в морскую воду./

/Негативное воздействие на водные биоресурсы будет оказывать и интенсивное движение судов./

/Рассмотрев представленные материалы и принимая при этом во внимание складывающуюся в настоящее время экологическую обстановку в Азово-Черноморском бассейне... ФГУ "Азчеррыбвод" категорически и однозначно возражает против дальнейшего увеличения объемов перегрузки на открытых якорных стоянках Керченского предпроливья не только нефти и нефтепродуктов, но и всех других сыпучих и пылящих грузов и не согласовывает "Экологическое обоснование перегрузки серы комовой и гранулированной на якорной стоянке No451 порта Кавказ..."/

К сожалению, в свое время выводы данного заключения были проигнорированы, но оно дает ясную картину, что перевалка серы в Керченском проливе недопустима.

Алла Никанорова, сопредседатель организации "За спасение Тамани!" указала на то, что некорректно было забивать половину зала работниками компании и что организация, которую она представляет, выступает против перевалки серы в Керченском проливе.

Игорь Голубенков, сопредседатель организации "За спасение Тамани!", депутат Таманского сельского поселения в своем выступлении напомнил ст.13 Федерального Закона "Об охране окружающей среды", согласно которой "при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения". От имени жителей Таманского сельского поселения он сообщил, что депутатами поселения направлено письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой запретить любую перевалку опасных грузов в Керченском проливе. Он указал на то, что недопустим такой подход "платим штрафы и работаем", который применяет компания "Югнефтехимтранзит".

Виктор Кравченко, член "За спасение Тамани!", житель поселка Волна, указал на необходимость учета не только того, сколько человек получит работу в результате деятельности кампании, но также и того, сколько людей недополучит доходов от уменьшения количества отдыхающих в Темрюкского районе в результате деятельности по перевалке опасных грузов в проливе. В завершение своего выступления от жителей поселка Волна Виктор Кравченко заявил, что "мы категорически против".

Однако не все участники слушаний были против.

Наиболее активно в поддержку проекта "Югнефтехимтранзит" выступал бывший сотрудник Администрации Темрюкского района, а ныне руководитель работающего в порту Кавказ морского агентства "Солвалюб Шиппинг" Сергей Светцов. Он неоднократно брал слово, при этом, представив себя в качестве жителя города Темрюк и выступая в качестве "общественности", он не указал, что работает в компании, которая также как и "Югнефтехимтранзит" входит в состав группы компаний Solvalub, и является в такой же степени заинтересованным в проекте перевалки лицом, как и руководство "Югнефтехимтранзита".

Анатолий Шумкин - в прошлом преподаватель Кубанского университета, а ныне житель поселка Ильич, выступил в поддержку проекта, основываясь на формально выглядящих убедительными аргументах, свидетельствующих, по его мнению, о том, что комовая и гранулированная сера являются безопасными веществами. Он указал на то, что в море присутствует большое количество сероводорода и та часть серы, которая попадёт в море, ничтожно мала и ни какого существенного вреда морю не принесет. Шумкину возразил представитель движения "Хранители Радуги" Лев Суслин, который указал на то, что сера - это "серный цвет" - один из ядов, которыми травят вредителей и который вреден и для человека, и что это одно из самых химически активных и опасных веществ.

Игорь Тюмин, работник ООО "СВЛ Терминал" свое выступление в защиту проекта "Югнефтехимтранзита" построил на аргументации, что все общественные организации, так называемые экологические, спонсируются западными спецслужбами. Их стратегическая цель - расшатать экономику России.

Очень эмоционально выступила сопредседатель "За спасение Тамани!", житель поселка Чушка Ирина Гридина. Она описала какая сейчас тяжелая экологическая обстановка в поселке Чушка и указала на то, что кампании, которые планируют увеличение экологически опасной деятельности, должны, прежде всего, думать о людях, которые страдают.

В целом, общественные слушания, состоявшиеся в поселке Ильич, продемонстрировали, что не только общественные экологические организации, но и население Темрюкского района выступают резко против реализации проекта рейдовой перевалки серы в Керченском проливе.

После слушаний состоялся конструктивный диалог представителей Экологической Вахты с отдельными представителями руководства компании. В ходе диалога были обсуждены проблемные вопросы, касающиеся переселения жителей поселка Чушка.

СПРАВКА

Сера комовая - мелкодисперсное твёрдое вещество в виде порошка жёлтого цвета с редким включением кусков размером 20-150 мм. Взрывопожароопасное вещество, чрезвычайный пылеобразователь. Основная опасность - легковоспламеняющееся твёрдое вещество. Может легко воспламеняться от внешних источников зажигания, а также от искры, удара, трения. Сера способна к самовозгоранию. Нижний предел взрываемости серной пыли фракций 85 мкм составляет 2,3 г/м.

При взрывах пыли и горении комовой серы выделяются ядовитые, сильно раздражающие и удушающие газы -- сернистый газ (SO^2 ), угарный газ (СО), сероводород (H^2 S), серный ангидрид (SO^3 ) и другие серосодержащие вещества в чрезвычайно высоких концентрациях. С большинством окисляющих веществ, а также нитратами, хлоратами, перхлоратами образует взрывчатые смеси.

ООО "Югнефтехимтранзит" *входит в группу компаний Solvalub (SVL Group). Solvalub - британская компания, созданная в 1984. В настоящее время зарегистрирована в оффшорной зоне на острове Джерси. Компания занимается перевалкой различных нефтехимических грузов. Активно работает в России, где ее основной перевалочной базой является порт Кавказ, в котором Solvalub владеет нефтяным (ООО "СТЛ Трейдинг") и химическим терминалами (ООО "Югхимтерминал"). Экологически вредная деятельность этих компаний привела к превращению поселка Чушка, рядом с которым расположены эти терминалы, в отравленную промышленную зону. Большое количество жителей этого поселка до сих пор не переселены, и живут в невыносимых условиях. Фактическим хозяином активов группы компаний Solvalub в России является Борис Титов, занимающий должность исполнительного директора этой компании. Также Борис Титов является председателем Правления общероссийской общественной организации "Деловая Россия" и членом Общественной Палаты РФ.

Контактная информация: 353500, Краснодарский край, г.Темрюк, ул. Степана Разина 47,

Телефон: (86148) 58137,

Факс: (86148) 58152,

E-mail: neftebaza@svl.ru

Социально - экологическая инициатива "Тамань-2008" ККОО "Голос Кубани"

Партнеры: