Гипанис / Экология Тамани / Экологическая вахта по Северному Кавказу / Экологические организации направили письмо в ЮНЕП и МОК в связи с грубыми нарушениями законности при реализации транспортных проектов в Cочи (Сентябрь 2008)

Новости раздела

Продали...
30.08.2013
Против незаконной нефтедобычи
28.08.2013

Сегодня три общественные экологические организации – Экологическая Вахта по Северному Кавказу, Международный Социально-экологический Союз и Сочинское городское отделение Русского географического общества направили официальное письмо генеральному секретарю Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ахиму Штайнеру и президенту Международного Олимпийского Комитета (МОК) Жаку Рогге, в котором сообщили о грубых нарушениях российского законодательства при реализации проектов строительства объектов транспортной инфраструктуры, строящихся в ходе подготовки к Олимпийским играм 2014 года.

Причиной обращения "зеленых" в МОК и ЮНЕП стало начало незаконных работ по реализации проектов строительства таких объектов олимпийской транспортной инфраструктуры, как "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - нижняя станция горнолыжного курорта "Роза Хутор" и "Второй грузовой район порта Сочи". По обоим этим проектам до сих пор не осуществлены ни процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), ни государственная экологическая экспертиза, не получены многие другие необходимые разрешительные документы. Таким образом, незаконным является не только непосредственно само строительство, но и финансирование работ, связанных с реализацией данных, за счет средств федерального бюджета.

Принятие 3 июля 2008г. премьер-министром Владимиром Путиным решения о переносе двух олимпийских объектов с Грушевого хребта было воспринято как российской и международной экологической общественностью как сигнал об изменении отношения российских властных структур к экологическим аспектам подготовки к Олимпийским играм в Сочи. Однако имеющие сейчас при реализации олимпийских транспортных проектов факты нарушения природоохранного законодательства говорят о том, что на системном уровне этого, к сожалению, не произошло.

То, что такие солидные организации как ОАО "РЖД" и ФГУП "Росморпорт" решились в открытую пойти на грубые нарушения закона, свидетельствует о том, что их действия, направленные на скорейшую реализацию этих проектов любой ценой, получили санкцию со стороны вышестоящих государственных структур. И существует очень мало шансов, что возникшие проблемы могут быть разрешены на российском уровне.

Все это чрезвычайно беспокоит природоохранную общественность, ибо при таком подходе не может быть и речи о соблюдении экологических принципов при подготовке к Олимпийским играм-2014. Направив письмо в ЮНЕП и МОК, экологические организации надеются на то, что, как и в ситуации с необходимостью переноса олимпийских объектов с Грушевого хребта, привлечение внимания авторитетных международных организаций к фактам незаконности реализации отдельных олимпийских проектов, поможет решить проблему соблюдения природоохранного законодательства в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи.

(Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)


Генеральному секретарю
Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
Ахиму Штайнеру
Президенту
Международного Олимпийского Комитета (МОК)
Жаку Рогге

 

 

О ГРУБЫХ НАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,
СТРОЯЩЕЙСЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ 2014 ГОДА

Наши организации чрезвычайно обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг подготовки к проведению в городе Сочи Олимпийских игр 2014 года. Мы считаем необходимым информировать Вас о фактах грубых нарушений российского законодательства, которые имеют место при реализации двух проектов, имеющих прямое отношение к процессу подготовки данных игр.

Речь идет о следующих проектах:

- "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - нижняя станция горнолыжного курорта "Роза Хутор", включенная в "Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи" под номером 38.

- "Создание грузового района порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье реки Псоу", включенного в "Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи" под номером 57. Другое название этого проекта "Второй грузовой район порта Сочи".

По обоим этим проектам в нарушение требований российского законодательства до сих не проведена процедура оценка воздействия на окружающую среду, что выражается в том, общественность не информирована о планах их реализации на ранних стадиях, материалы ОВОС недоступны общественности, не проведены общественные слушания. Не проведена государственная экологическая экспертиза этих проектов. И, тем не менее, реализация обоих этих проектов уже начата.

Общественная экологическая инспекция, проведенная активистами Экологической Вахты по Северному Кавказу 8-9 сентября 2008г. выявила, что между поселками Верхне-Веселое и Ахштырь начаты работы по строительству совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - нижняя станция горнолыжного курорта "Роза Хутор", в самом селе Ахштырь строится мощная бетонная дорога к порталу будущего тоннеля. Кроме того, вдоль трассы будущей дороги ведутся масштабные проектно-изыскательские работы с применением буровых установок, дороги к местам бурения прокладываются и расчищаются с помощью мощных бульдозеров.

В Имеретинской низменности, начиная с июля 2008г., неоднократно предпринимаются попытки начать работы по строительству "Второго грузового района порта Сочи", которые наталкиваются на отчаянное сопротивление со стороны местных жителей.

Оба этих проекта, помимо того, что по ним не осуществлена процедура ОВОС и они не прошли государственную экологическую экспертизу, в целом являются чрезвычайно ущербными в экологическом и социальном отношении и их реализация нанесет большой ущерб имиджу Олимпийских игр, так как они противоречат экологическим приоритетам Олимпийского Движения.

Совмещенную (автомобильную и железную) дорогу Адлер - нижняя станция горнолыжного курорта "Роза Хутор" намечено проложить по территории заповедной и особо охраняемой зон Сочинского национального парка, что строго запрещено российским законодательством и нанесет невосполнимый ущерб природным комплексам Сочинского национального парка, так как большую часть дороги планируется проложить по девственным ненарушенным территориям, на которых расположены местообитания редких и охраняемых видов животных и растений.

Район строительства этой дороги отличается высокой степенью подверженности различным опасным природным процессам – здесь широко распространены оползни, осыпи, россыпи и обвалы. Оползневые накопления создают высокую опасность формирования селей. Хозяйственное вторжение в этот район приведет к активизации этих природных процессов и крайне негативно отразится на состоянии его экосистем и реки Мзымта. Оно может привести к критически высокому загрязнению Мзымты и Мзымтинского месторождения пресных вод, которое питается подрусловыми водами этой реки, и является основным источником водоснабжения города Сочи.

"Второй грузовой район порта Сочи" сначала планировали строить в русле реки Псоу, что вступало в противоречие с необходимостью создания природного орнитологического заказника в Имеретинской низменности. Затем место его размещения изменили и без проведения оценки воздействия на окружающую среду и общественных слушаний было принято решение о размещении данного порта между поселками Нижне-Имеретинская Бухта и Совхоз "Россия" – в окружении плотной жилой застройки в зоне активно используемого курортного района. Создание здесь грузового порта подрывает возможности курортно-рекреационного использования Имеретинской низменности и ведет к нарушению конституционного права жителей Имеретинской низменности на благоприятную окружающую среду. Кроме того, по геологическому строению этот район совершенно не подходит для размещения порта, так как он подвержен затоплению и сложен аллювиальными илово-песчаными наносами, в связи с чем строительство массивных капитальных строений здесь очень проблематично.

В связи с проблемами, которые вызывает реализация этих двух транспортных олимпийских проектов, мы обратились в российские государственные органы, но также мы вынуждены обратиться к Вам, так как подготовка к Олимпийским играм 2014 года имеет важное международное значение и должна вестись в соответствии с экологическими приоритетами Олимпийского Движения.

Мы просим Вас обратиться в Российское правительство с просьбой приостановить реализацию данных проектов до тех пор, пока по ним не будет в полной мере проведены оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза.

Так как по нашему мнению, затронутые в настоящем письма транспортные проекты в целом неприемлемы с экологической и социально-экономической точек зрения, мы просим Вас инициировать процесс диалога между российскими государственными органами и заинтересованной экологической и научной общественностью в отношении путей решения вопросов транспортного обеспечения Олимпийским играм и процесса подготовки к ним. Мы считаем, что существуют альтернативные пути решения существующих проблем в этой сфере.

К сожалению, какой-либо диалог между общественностью и государственными органами в отношении данных проектов отсутствовал, и это во многом стало причиной возникновения тех проблем, которые нас беспокоят.

Андрей РУДОМАХА Координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу

Сурен ГАЗАРЯН Член Ученого совета Сочинского отделения Русского географического общества

Валерий БРИНИХ Со-председатель Совета Международного Социально-экологического Союза

Дмитрий КАПЦОВ Заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу

Татьяна ЛЫСЕНКО Член Совета Экологической Вахты по Северному Кавказу

Партнеры: