Гипанис / Экология Тамани / Экологическая вахта по Северному Кавказу / Экологический нигилизм: приговор или диагноз (Февраль 2009)

Новости раздела

Продали...
30.08.2013
Против незаконной нефтедобычи
28.08.2013

Интервью с первым заместителем прокурора Краснодарского края,
государственным советником юстиции 3 класса Игорем Бабаевым

"Новая газета Кубани": Игорь Александрович, Кубань претендует на лавры всероссийской здравницы. Это замечательно! Казалось бы, вопросы экологии должны выйти на первый план. Что сделано прокуратурой края в прошлом году для защиты законности в этой сфере, и можно ли сегодня говорить о росте экологической культуры на Кубани?

И.БАБАЕВ: Вы, безусловно, правы. Сегодня вопросы экологии выходят на первый план не только на территории Краснодарского края, но и по всей стране. Вместе с тем, как показывает практика прокурорского надзора, состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. При этом нарушения закона допускаются не только природопользователями, но органами власти и местного самоуправления при реализации своих полномочий.

В 2008 году органами прокуратуры края выявлено свыше 13 тыс. нарушений закона в сфере экологии, для устранения которых принесено 183 протеста на незаконные правовые акты; в суд направлено более 600 исков на сумму свыше 40 млн. руб., большая часть которых уже рассмотрена и удовлетворена, взыскано порядка 20 млн. руб.; внесено 1283 представления; по постановлениям прокурора органами административной юрисдикции к административной ответственности привлечено около 4000 должностных и юридических лиц; на основании собранных прокурорами материалов следственными органами возбуждено 41 уголовное дело. И эти цифры значительно выше, чем в 2007 году. В связи с этим говорить о наличии экологической культуры пока не приходится. Поэтому задачей органов власти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, задействованных в вопросах охраны природы, является не только выявление и устранение уже допущенных нарушений закона, но и их профилактика.

"НГК": Прошел год после катастрофы в Керченском проливе. Можно ли считать, что ее последствия полностью устранены. Осуществляет ли прокуратура края контроль за ходом ликвидации аварии, какие меры реагирования принимались по указанному вопросу? Кто ответит за нанесенный государству и его гражданам ущерб, в каком объеме он исчисляется?

И.БАБАЕВ: Сразу же после произошедшей аварии, распоряжением прокурора края в целях систематического мониторинга состояния законности в связи с чрезвычайной ситуацией в Керченском проливе и координации деятельности контролирующих органов, создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой обеспечено поступление необходимой информации о ходе ликвидации последствий катастрофы, ежедневный мониторинг экологического состояния побережья в зоне чрезвычайной ситуации. Это позволило своевременно выявлять проблемы, оперативно их решать, и в конечном итоге минимизировать последствия катастрофы.

За период проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ очищено более 170 км прибрежной полосы в зоне чрезвычайной ситуации, собрано свыше 70 тыс. тонн загрязненного мазутом грунта и водорослей, для складирования которых обустроены площадки временного хранения нефтесодержащих отходов на горе Горелая и предприятии "Сириус" Темрюкского района.

Установлено оборудование для обезвреживания нефтезагрязненного грунта. В настоящее время практически весь грунт переработан, определен его собственник - Росимущество по краю.

Сегодня наша задача обеспечить неукоснительное соблюдение закона при дальнейшем использовании обезвреженного грунта. В этих целях скоординирована работа контролирующих органов, задействованных в вопросах обращения с отходами производства и потребления, направленная на утилизацию грунта без ущерба окружающей среде.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации сопровождались нарушениями закона, в целях устранения которых прокурорами внесено 30 актов реагирования, в том числе: возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, внесено 9 представлений об устранении нарушений закона, объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушения закона и направлено 1 информационное письмо в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ущерб окружающей природной среде составляет около 30 млрд. руб. В настоящее время вопросы возмещения вреда являются предметом судебных разбирательств в г. Санкт-Петербурге. Решения по существу еще не вынесены.

"НГК": Вопросы ликвидации катастроф напрямую связаны с финансированием. Предусмотрены ли законом специальные фонды в муниципалитетах на случай непредвиденных природных и техногенных катаклизмов?

И.БАБАЕВ: Данные вопросы являлись предметом прокурорских проверок в прошедшем году. В ходе проверки соблюдения законодательства о защите территорий от природных и техногенных катастроф было установлено, что до настоящего времени не всеми органами местного самоуправления края разработаны и утверждены планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. А в ряде муниципальных образований, расположенных в зоне Азово-Черноморского бассейна, действующие планы не соответствовали предъявляемым требованиям, с учетом особенностей территорий, ввиду отсутствия в них прогнозов на случаи загрязнения нефтепродуктами прибрежной полосы Черного и Азовского морей, полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов, транспортной инфраструктуры в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов.

Повсеместно не выполнялись требования о необходимости создания резерва материальных и финансовых ресурсов, что послужило основанием для внесения прокурорами представлений главам муниципальных образований. А в некоторых районах сформированного резерва материальных и финансовых средств явно недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Серьезным фактором, препятствующим надлежащей защите территорий от техногенных и природных катастроф, является непринятие органами местного самоуправления мер по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб, а также допуск к исполнению обязанностей спасателей неаттестованных в установленном порядке лиц.

Многочисленными нарушениями законодательства о промышленной безопасности сопровождается деятельность хозяйствующих субъектов при эксплуатации потенциально опасных производственных объектов. Практически всеми прокурорами в деятельности указанных выше организаций выявлены факты неукомплектованности штата работников в соответствии с установленными требованиями, допуска к производству неаттестованных работников, отсутствия производственного контроля и экспертизы промышленной безопасности.

Не отвечает предъявляемым требованиям деятельность территориальных органов Ростехнадзора и МЧС по осуществлению государственного контроля и надзора, что послужило основанием для внесения актов прокурорского реагирования.

"НГК": Одной из актуальных экологических проблем для края является деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Были ли эти вопросы в поле зрения прокуроров в текущем году?

И.БАБАЕВ: Деятельность по обращению с отходами производства и потребления в настоящее время является одной из важнейших экологических проблем нашего региона.

Это обусловлено тем, что сегодня в крае накоплено более 12 млн. тонн токсичных промышленных отходов, численность которых продолжает расти (ежегодно образуется более 1 млн. тонн твердых бытовых отходов). Непринятие действенных мер по утилизации и переработке отходов, обладающими опасными свойствами или содержащими возбудителей инфекционных болезней, приводит к загрязнению почв, подземных вод, поверхностных водоемов, воздушного бассейна и, как следствие, оказывает негативное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что нарушения закона при обращении с отходами производства и потребления допускаются как организациями, эксплуатирующими полигоны (свалки), так и контролирующими органами, органами власти и местного самоуправления при реализации своих полномочий в данной сфере правоотношений. Все действующие свалки в городах и районах края эксплуатируются с многочисленными нарушениями экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления. Не всеми органами местного самоуправления организован сбор и вывоз отходов потребления, а также регулярная очистка территорий муниципальных образований. Повсеместно не выполняются требования о необходимости финансирования мероприятий, связанных с размещением и утилизацией твердых бытовых отходов.

Не отвечала предъявляемым требованиям деятельность территориальных органов Ростехнадзора, Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края и Роспотребнадзора по осуществлению государственного контроля и надзора.

Ими не в полной мере использовались полномочия по выявлению и устранению нарушений экологического законодательства, в том числе, путем выдачи соответствующих предписаний и последующего контроля за их исполнением; по решению вопроса о приостановлении в судебном порядке эксплуатации объектов, используемых с нарушением законодательства и угрозой причинения вреда населению и окружающей природной среде; по направлению материалов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании; по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде. Многочисленные нарушения закона допускались при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Не способствовало укреплению законности отсутствие региональной целевой программы в области обращения с отходами производства и потребления. После направления информаций о сложившейся ситуации председателю Законодательного Собрания и губернатору края данная проблема начала реально решаться, и буквально 29 декабря 2008 года принят Закон края, которым утверждена краевая целевая программа в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами с общим объемом финансирования порядка 1,5 млрд. рублей. И наша задача не допустить расходование указанных средств не по целевому назначению.

"НГК": Жители станицы Каневской неоднократно обращались в различные инстанции района, края, России с жалобами на то, что вода в водопроводе превышает предельно допустимые нормы по аммиаку, сероводороду и другим химическим и органическим элементам. Должна ли прокуратура района защитить здоровье каневчан?

И.БАБАЕВ: Это очень актуальный вопрос. Прокуратурой проанализирована ситуация с качеством питьевой воды на территории края, которая находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В связи с чем нами запланировано проведение соответствующей проверки в марте-апреле 2009 года. Учитывая важность указанной проблемы в Каневском районе, названная проверка на территории указанного муниципального образования будет проведена, в том числе, силами аппарата прокуратуры края.

"НГК": В 2007 году прокуратура края предъявила иск к компании "Нестле-Кубань" в защиту неопределенного круга лиц с требованием привести в соответствие с экологическими требованиями технологию производства. Проводились ли на данном предприятия проверки соблюдения экологического законодательства в 2008 году? Не так давно руководство компании заявило о существенном расширении объемов производства на заводе в г. Тимашевске. Жители Тимашевского района обеспокоены тем, что экологическая ситуация может снова выйти из-под контроля.

И.БАБАЕВ: Да, такие проверки проводились. При этом мерами прокурорского реагирования нам удалось реально устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха на указанном предприятии, которым в процессе своей деятельности допускалось загрязнение воздуха, и превышалась концентрация вредных веществ в десятки раз. В процессе судебного разбирательства от предприятия удалось добиться установки дорогостоящего (порядка 1 млн. долларов) очистного оборудования.

В конце нашей беседы хочу подчеркнуть, что надзор за соблюдением экологического законодательства является приоритетным направлением деятельности прокуратуры края. Принципиальная правовая оценка будет даваться каждому факту экологического правонарушения.

Партнеры: